Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям и педагогам

Семинар-практикум «Детские психотравмы и работа с ними»

Для педагогов-психологов, замещающих родителей

І.Теоретическая часть

Сегодня во времена перемен, кризисов, длительного стресса, человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелиться от психологической травмы, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь.

В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована. И ей не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, запахи или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность.

Травма — неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая.

Насилие — умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным  потребностям.  Нет возможности бороться и защищаться.  Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери.  У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами.

Кризис — психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию.

На что обратить внимание:

1. Одновременно травма физическая и психологическая. Физическая боль может быть очень сильной и непереносимой. Тогда она вытесняет другие ощущения и эмоции. Ребенку кажется, что он сплошная боль и лучше смерть, чем жизнь. Нужно помочь ему разделить боль  на:

  • Самая сильная боль в конкретном месте тела, описать ее подробно (прилагательные), дать ей название (существительное), определить ее интенсивность по 10 бальной шкале, на какое действие она похожа (глагол), как и когда она меняется, что ее уменьшает, чему учит, какое удовольствие не доступно, какие эмоции вызывает. Какая она по ощущениям, как пахнет, что говорит, какой она видится, какая на вкус.
  • Определить, где еще есть боль, какая она (схема описания выше).
  • Определить, где в теле приятно и оно здоровое, какие эти места (схема описания выше).
  • Как тело радуется и чему.
  • Что телу хочет сейчас сделать, чтобы получить удовольствие.

2. О чем ребенок не будет говорить, это то, что с ним может быть, просто помнить об этом и пробовать прояснить, через наблюдение, поведение, разговор с взрослыми и ребенком:

  • Эмоции: боль, отчаяние, огорчение, бессилие, беспомощность, ярость, страх, отчаяние.
  • Что потерял в ходе травматической ситуации.
  • Что нарушено у ребенка: физическое состояние, эмоциональное состояние, привязанность, базовое доверие к миру, доверие к взрослым, психологическая безопасность, психологические границы, идентичность, как работает страх (какая реакция на опасность, как бережет себя).
  • Базовые потребности: сон, еда, безопасность, нужность, любовь — как удовлетворяются

3.Могут быть множественные травмы (физические и психологические): определить и разделить их, работать с каждой отдельно.

4.Механизм привязанности к значимым людям, на каком уровне не сформирован или нарушен:

  1. Ощущение — есть телесный контакт.
  2. Похожесть — ощущает свою непохожесть, особенность.
  3. Принадлежность и преданность — ощущает себя частью семьи.
  4. Значимость — дорожит теми, к кому привязан, понимает, что он дорог своей семье (сформировано чувство собственного «Я», чувство собственной отдельности и автономности).
  5. Эмоциональная близость — умеет любить, проявлять заботу о других и принимать ее.
  6. Психологическая близость — ощущение, что тебя знают.

5.Механизм адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Это схема базовая, для примера, как может быть.

Этап 1. Нарушение стабильности.

1.Фаза оцепенения, которая обычно длится от нескольких часов до недели и может быть прервана взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева.

2.Фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся несколько месяцев и часто годами.

3.Фаза дезорганизации и отчаяния. Работа по переживанию горя.

Стадии проживания потери, утраты:

Шок→Отрицание→Агрессия→Депрессия →Принятие

4.Фаза большей или меньшей степени реорганизации.

Этап 2. Разрушение старой картины мира.

Этап 3. Формирование новой картины мира.

Этап 4. Интеграция.

Этап 5. Реорганизация.

Возможно застревание на 2 этапе. Застой — постепенное ухудшение — упадок эмоционального и психического состояния — регресс — ПТСР:

  1. Вариант: рождение — развитие — интерес — ресурсы — проживание потери — адаптация
  2. Смерть

6.Как изменилось окружение ребенка, как изменилась его жизнь

7.Ресурсы

  • Чувство — умение распознать чувства и давать им название, выражать их в комфортном формате для себя и окружающих
  • Ум — умение мыслить, оценивать, анализировать, планировать, принимать решение
  • Деятельность — восприятие мира, с помощью ощущений, умение замечать боль и удовольствие, напряжение и расслабление
  • Общество  — способность общаться с окружающими
  • Игра воображения — творческие способности: мечты, фантазии, интуиции
  • Вера — умение верить во что-то или в кого-то.

8.Какие есть перспективы и возможности. Чему научился.

Схема  работы с детьми от 1,4 до 18:

1. Психологические травмы у детей:

  • произошла более 3-х месяцев назад — психика нашла ресурсы и в процессе естественной саморегуляции и адаптации / не нашла;
  • произошла от 1 недели до 3-х месяцев — процесс естественной саморегуляции еще не запущен, ресурсы не найдены, ребенок в стрессовом состоянии / запущен;
  • продолжает длительно находиться в травматической для него ситуации (психологическое или физическое насилие в семье) — психика нашла защиты, адаптировалась к ситуации;

2. Что произошло с ребенком, подробный опрос у значимого взрослого. Здесь важный момент — кто спасал ребенка, он сам себя спасал, никто не спасал.

3.Что сейчас с телом ребенком:

  • Крутится, как — будто танцует очень ритмичный и  быстрый танец. Похоже на то, как человек вылезает из под кого — то, сильно извивается и отталкивается ногами, стремиться убежать.
  • Механические, безжизненные движения, стеклянные глаза, силы много.
  • Напоминает состояние ребенка в кризисе трех лет, очень демонстративный.
  • Рычит, как раненое и загнанное животное, с болью и злостью.
  • Безжизненное тело и потухший взгляд.
  • Тело напряжено, как на шарнирах.

4. Рекомендации значимому взрослому, для создания благоприятных условий:

  • Обнимать, целовать, говорить теплые слова, что любит.
  • Говорить, что рядом, что защитит.
  • Не оценивать и не сравнивать. Что не нравится говорить конкретно, «ты сейчас обидела кота, и мне это не нравится. Я люблю тебя».
  • Говорить о правилах и договариваться.
  • Играть в детские игры.
  • Просить помогать.
  • Совместно делать из теста еду для всех (вареники, пироги)
  • Не ругать за рычание и капризы.

Каждый новый этап развития и мышления позволит осознать травму по-новому, и нужна помощь взрослых, чтобы это преодолеть. Полноценная терапевтическая работа с психологической травмой возможна в 16 — 18 лет. До этого возможна работа с идентичностью, ресурсами, укреплением уверенности в себе, внутренней и внешней опоры. Обучение внутренней дисциплине и самостоятельной стабилизации эмоционального состояния. Восстановление и реабилитация нарушенных в момент травматического события: безопасности, границ, идентичности, привязанности.

При работе с детскими психологическими травмами у взрослых помнить, что травма произошла в определенный возрастной этап развития, и она осталась осознанной или вытесненной именно в том возрасте. Нужно укреплять и растить психику, проходя каждый этап развития. Подходит схема работы с детьми.

 ІІ.Практическая часть

 

Цель:

- развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию жизни.

Задачи: 

помощь участникам в осознании позитивных устойчивых качеств личности;-

- снижение эмоционального напряжения;

- поиск ресурсов и алгоритмов действия для разрешения различных ситуаций.

 

Ход мероприятия

Игра «Мяч». 

          Ведущий бросает мяч и задает ситуацию, если человек отвечает позитивно, группа соглашается, а если нет, то участник снова отвечает и так, пока не  найдет позитивный способ.

Например: 

  • Получил двойку…
  • Поскользнулся и упал в людном месте…
  • Хотел подарить подарок, а денег нет…
  • Конфликт с учителем…
  • Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…
  • Дали кличку…
  • Провоцируют на драку…
  • Потеря друга, близких…

Ведущий должен сделать вывод: человек проявляет слабость духа, в тех ситуациях и обстоятельствах, когда отсутствуют в себе силы сопротивляться трудностям, и нет смысла в жизни.

Не бойтесь трудностей. У каждого из нас всегда ест выбор. Главное, чтобы ваше решение вело вас вперед, принесло вам и окружающим пользу, позитивное настроение, успех и т.д. Чтобы после каждого, даже маленького решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».

 Задание: предлагается закончить предложения:

«Меня любят за то, что…»

«Я люблю себя за то, что…»

«Я хочу жить потому что…»

 Игра «Чемодан».

Задание: участникам предлагается представить себе, что они собирают чемодан в дорогу, только упаковывать будет нужно не вещи, а необходимые качества. 

  • Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
  • Какое главное качество вы возьмете с собой?

(Ведущий записывает все предложенные ответы на доске).

Демонстрируем позитивные стороны и качества личности, отмечаем  их важность для жизни людей.

 

Рефлексия