Семинар-практикум «Детские психотравмы и работа с ними»
Для педагогов-психологов, замещающих родителей
І.Теоретическая часть
Сегодня во времена перемен, кризисов, длительного стресса, человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелиться от психологической травмы, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь.
В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована. И ей не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, запахи или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность.
Травма — неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая.
Насилие — умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным потребностям. Нет возможности бороться и защищаться. Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери. У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами.
Кризис — психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию.
На что обратить внимание:
1. Одновременно травма физическая и психологическая. Физическая боль может быть очень сильной и непереносимой. Тогда она вытесняет другие ощущения и эмоции. Ребенку кажется, что он сплошная боль и лучше смерть, чем жизнь. Нужно помочь ему разделить боль на:
- Самая сильная боль в конкретном месте тела, описать ее подробно (прилагательные), дать ей название (существительное), определить ее интенсивность по 10 бальной шкале, на какое действие она похожа (глагол), как и когда она меняется, что ее уменьшает, чему учит, какое удовольствие не доступно, какие эмоции вызывает. Какая она по ощущениям, как пахнет, что говорит, какой она видится, какая на вкус.
- Определить, где еще есть боль, какая она (схема описания выше).
- Определить, где в теле приятно и оно здоровое, какие эти места (схема описания выше).
- Как тело радуется и чему.
- Что телу хочет сейчас сделать, чтобы получить удовольствие.
2. О чем ребенок не будет говорить, это то, что с ним может быть, просто помнить об этом и пробовать прояснить, через наблюдение, поведение, разговор с взрослыми и ребенком:
- Эмоции: боль, отчаяние, огорчение, бессилие, беспомощность, ярость, страх, отчаяние.
- Что потерял в ходе травматической ситуации.
- Что нарушено у ребенка: физическое состояние, эмоциональное состояние, привязанность, базовое доверие к миру, доверие к взрослым, психологическая безопасность, психологические границы, идентичность, как работает страх (какая реакция на опасность, как бережет себя).
- Базовые потребности: сон, еда, безопасность, нужность, любовь — как удовлетворяются
3.Могут быть множественные травмы (физические и психологические): определить и разделить их, работать с каждой отдельно.
4.Механизм привязанности к значимым людям, на каком уровне не сформирован или нарушен:
- Ощущение — есть телесный контакт.
- Похожесть — ощущает свою непохожесть, особенность.
- Принадлежность и преданность — ощущает себя частью семьи.
- Значимость — дорожит теми, к кому привязан, понимает, что он дорог своей семье (сформировано чувство собственного «Я», чувство собственной отдельности и автономности).
- Эмоциональная близость — умеет любить, проявлять заботу о других и принимать ее.
- Психологическая близость — ощущение, что тебя знают.
5.Механизм адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Это схема базовая, для примера, как может быть.
Этап 1. Нарушение стабильности.
1.Фаза оцепенения, которая обычно длится от нескольких часов до недели и может быть прервана взрывами крайне интенсивного страдания и/или гнева.
2.Фаза острой тоски и поиска утраченной фигуры, продолжающаяся несколько месяцев и часто годами.
3.Фаза дезорганизации и отчаяния. Работа по переживанию горя.
Стадии проживания потери, утраты:
Шок→Отрицание→Агрессия→Депрессия →Принятие
4.Фаза большей или меньшей степени реорганизации.
Этап 2. Разрушение старой картины мира.
Этап 3. Формирование новой картины мира.
Этап 4. Интеграция.
Этап 5. Реорганизация.
Возможно застревание на 2 этапе. Застой — постепенное ухудшение — упадок эмоционального и психического состояния — регресс — ПТСР:
- Вариант: рождение — развитие — интерес — ресурсы — проживание потери — адаптация
- Смерть
6.Как изменилось окружение ребенка, как изменилась его жизнь
7.Ресурсы
- Чувство — умение распознать чувства и давать им название, выражать их в комфортном формате для себя и окружающих
- Ум — умение мыслить, оценивать, анализировать, планировать, принимать решение
- Деятельность — восприятие мира, с помощью ощущений, умение замечать боль и удовольствие, напряжение и расслабление
- Общество — способность общаться с окружающими
- Игра воображения — творческие способности: мечты, фантазии, интуиции
- Вера — умение верить во что-то или в кого-то.
8.Какие есть перспективы и возможности. Чему научился.
Схема работы с детьми от 1,4 до 18:
1. Психологические травмы у детей:
- произошла более 3-х месяцев назад — психика нашла ресурсы и в процессе естественной саморегуляции и адаптации / не нашла;
- произошла от 1 недели до 3-х месяцев — процесс естественной саморегуляции еще не запущен, ресурсы не найдены, ребенок в стрессовом состоянии / запущен;
- продолжает длительно находиться в травматической для него ситуации (психологическое или физическое насилие в семье) — психика нашла защиты, адаптировалась к ситуации;
2. Что произошло с ребенком, подробный опрос у значимого взрослого. Здесь важный момент — кто спасал ребенка, он сам себя спасал, никто не спасал.
3.Что сейчас с телом ребенком:
- Крутится, как — будто танцует очень ритмичный и быстрый танец. Похоже на то, как человек вылезает из под кого — то, сильно извивается и отталкивается ногами, стремиться убежать.
- Механические, безжизненные движения, стеклянные глаза, силы много.
- Напоминает состояние ребенка в кризисе трех лет, очень демонстративный.
- Рычит, как раненое и загнанное животное, с болью и злостью.
- Безжизненное тело и потухший взгляд.
- Тело напряжено, как на шарнирах.
4. Рекомендации значимому взрослому, для создания благоприятных условий:
- Обнимать, целовать, говорить теплые слова, что любит.
- Говорить, что рядом, что защитит.
- Не оценивать и не сравнивать. Что не нравится говорить конкретно, «ты сейчас обидела кота, и мне это не нравится. Я люблю тебя».
- Говорить о правилах и договариваться.
- Играть в детские игры.
- Просить помогать.
- Совместно делать из теста еду для всех (вареники, пироги)
- Не ругать за рычание и капризы.
Каждый новый этап развития и мышления позволит осознать травму по-новому, и нужна помощь взрослых, чтобы это преодолеть. Полноценная терапевтическая работа с психологической травмой возможна в 16 — 18 лет. До этого возможна работа с идентичностью, ресурсами, укреплением уверенности в себе, внутренней и внешней опоры. Обучение внутренней дисциплине и самостоятельной стабилизации эмоционального состояния. Восстановление и реабилитация нарушенных в момент травматического события: безопасности, границ, идентичности, привязанности.
При работе с детскими психологическими травмами у взрослых помнить, что травма произошла в определенный возрастной этап развития, и она осталась осознанной или вытесненной именно в том возрасте. Нужно укреплять и растить психику, проходя каждый этап развития. Подходит схема работы с детьми.
ІІ.Практическая часть
Цель:
- развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию жизни.
Задачи:
- помощь участникам в осознании позитивных устойчивых качеств личности;-
- снижение эмоционального напряжения;
- поиск ресурсов и алгоритмов действия для разрешения различных ситуаций.
Ход мероприятия
Игра «Мяч».
Ведущий бросает мяч и задает ситуацию, если человек отвечает позитивно, группа соглашается, а если нет, то участник снова отвечает и так, пока не найдет позитивный способ.
Например:
- Получил двойку…
- Поскользнулся и упал в людном месте…
- Хотел подарить подарок, а денег нет…
- Конфликт с учителем…
- Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…
- Дали кличку…
- Провоцируют на драку…
- Потеря друга, близких…
Ведущий должен сделать вывод: человек проявляет слабость духа, в тех ситуациях и обстоятельствах, когда отсутствуют в себе силы сопротивляться трудностям, и нет смысла в жизни.
Не бойтесь трудностей. У каждого из нас всегда ест выбор. Главное, чтобы ваше решение вело вас вперед, принесло вам и окружающим пользу, позитивное настроение, успех и т.д. Чтобы после каждого, даже маленького решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».
Задание: предлагается закончить предложения:
«Меня любят за то, что…»
«Я люблю себя за то, что…»
«Я хочу жить потому что…»
Игра «Чемодан».
Задание: участникам предлагается представить себе, что они собирают чемодан в дорогу, только упаковывать будет нужно не вещи, а необходимые качества.
- Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
- Какое главное качество вы возьмете с собой?
(Ведущий записывает все предложенные ответы на доске).
Демонстрируем позитивные стороны и качества личности, отмечаем их важность для жизни людей.
Рефлексия