Модель развития и сопровождения приемной семьи, детского дома
семейного типа
Традиционно главным институтом воспитания является семья.
То, что ребенок в детские годы приобретает в родительской семье,
сохраняется в течение всей его последующей жизни. Важность семьи
как института воспитание обусловлена тем, что в ней ребенок находится
значительную часть своей жизни, и по деятельности и по силе своего
воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания
не может сравниться с семьей. Семья является важнейшей средой
формирования личности человека. Здесь закладываются нравственные
ценности человека, формируются нормы поведения, раскрываются
внутренний мир и индивидуальные качества ребенка.
По единодушному мнению специалистов вне зависимости от
причин, по которым ребенок лишился родительского попечения,
наилучшей формой его жизнеустройства является новая постоянная
семья. Только она способна создать условия, необходимые для развития
ребенка и его подготовки к взрослой самостоятельной жизни.
Приемная семья и детский дом семейного типа являются одними
из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Начиная с 90-х годов для снижения роста числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и решения проблемы их
устройства и воспитания в нашей стране были предприняты
многосторонние правовые, организационные, педагогические
мероприятия. Помимо принятия важнейших государственных гарантий,
обеспечивающих реализацию основных прав детей-сирот, созданы
социальные службы, деятельность которых направлена на решение
проблемы социального сиротства в целом: развиваются новые формы
семейного устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения
родителей, функционирует система социально-педагогической и
психологической помощи и социального обслуживания детей,
оказавшихся в социально-опасном положении, созданы социальнопедагогические и психологические службы в учреждениях образования,разрабатывается научно-методическая база для педагогической работыс воспитанниками замещающих семей, поставлен вопрос и о помощитем родителям, которые воспитывают приемных детей, а также детям,воспитывающимся в приемных семьях.
Предпринятые меры привели к улучшению ситуации в области
профилактики социального сиротства и воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, несмотря на
предпринятые обществом усилия, центральной проблемой сиротства
остается проблема самостоятельного жизнеустройства вчерашних
воспитанников приемных семей, детских домов семейного типа. Перед
специалистами встает трудная задача в личностном и
профессиональном самоопределении воспитанников, социальной
адаптации в новых условиях и интеграции в общество.
Интеграция выпускников замещающих семей в обществе является
конечной задачей подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и
их адаптации после выхода из замещающей семьи. Условия успешной
социальной адаптации напрямую связаны с подготовкой к
самостоятельной жизни в условиях замещающей семьи. Исследования
показывают, что успешность социальной адаптации в поствыпускной
период определяется рядом факторов, важнейшими из которых
являются:
- наличие и качество государственной поддержки и помощи в
вопросах получения образования, обеспечения жильем,
трудоустройства;
- социальное окружение воспитанника, наличие референтного
лица;
- реализация объективных характеристик самого процесса
поствыпускной адаптации как социокультурного процесса
(непрерывность и эволюционный характер, определенность во времени,
уникальность и неповторимость процесса, необратимость результатов,
личностно-ориентированный характер, и другие); поддержание этих
характеристик способствует достижению желаемых результатов;
- личные характеристики и качества выпускника.
Если действие трех первых факторов преобладает уже после
выхода из замещающей семьи, то готовность к самостоятельной
жизнедеятельности и личные качества выпускника целиком зависят от
подготовки к самостоятельной жизни в рамках воспитания и обучения в
различных социальных институтах для детей-сирот. Если выпускник
имеет сильный характер и силу воли, целеустремлен, знает, чего он
хочет добиться в жизни, умеет контролировать свои желания и эмоции
и умеет выстраивать отношения со своим окружением, то он сможет
многого достичь в жизни при наличии ряда других условий, которые
были обозначены выше.
Когда ребенка изымают из семьи, он расстается с постоянным,
привычным образом жизни, окружением, семейными планами,
правилами и традициями. Ребенок лишается родителей, к которым
привязан, последствия этого события схожи с последствиями смерти
близкого ребенку человека. Его переживания очень сильны. При этом
страдают его самовосприятие, самооценка, разрываются отношения
привязанности, не находят удовлетворение основные потребности. У
ребенка рушится его «мир». Подобная травма оказывает
разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности ребенка
– психологический, физический, социальный.
У детей, поступивших из неблагополучных семей,
диагностируется замедление общего темпа развития, отмечается низкий
уровень интеллектуального развития, заметны обедненные
эмоциональная сфера и воображение, более позднее по сравнению с
благополучными сверстниками формирование навыков саморегуляции
и правильного поведения.
Теряя семью и свое окружение, ребенок теряет жизненные
ориентиры, у него искажается восприятие себя и своей жизни. Попадая
в приемную семью, ребенок вновь выстраивает свою идентичность,
учится взаимодействовать к окружающими через новую роль – роль
приемного ребенка.
Семья, воспитывающая приемных детей, не тождественна семье с
кровными детьми. Она другая, и само осознание разницы, иного статуса
приемной семьи, является ресурсом для успешного функционирования
и эффективного выполнения замещающей заботы в отношении ребенка.
Большинство детей, живущих в своих биологических семьях, не
задаются вопросом, есть ли у них право жить в семье, право получать
заботу, родительскую любовь. Они как должное воспринимают то, что
являются частью семьи, и что семья обязана заботиться о детях. Дети,
помещающиеся в приемные семьи, независимо от того, насколько
хорошо о них заботятся, знают, что их статус отличается от статуса
биологических детей. У них остается чувство принадлежности к своей
биологической семье (фамилия, имя, отчество). Необходимо считаться
с тем, что родители, даже если они и не сумели справиться с
воспитанием своих детей, продолжают для детей оставаться любимыми
людьми.
Появление в приемной семье воспитанника – это серьезная
перемена для всех членов семьи, для близких и дальних родственников,
друзей. Семья – это система, таким образом, любая перемена оказывает
влияние не только на всех членов семьи, но и на семейные правила,
традиции, существующие в семье способы общения и решения проблем.
Основная цель родителей, как биологических, так и замещающих,
- это подготовить ребенка к взрослой самостоятельной жизни. «На
выходе» мы должны иметь максимально самостоятельную зрелую
личность, способную к самообслуживанию, а также умеющую отвечать
за свои поступки, материально содержать себя, способную к
коммуникации и саморазвитию.
С одной стороны – жизнь открывает широкие возможности
выбора, с другой – предъявляет очень жесткие требования к личности,
полностью возлагает ответственность за свою судьбу на него самого.
Сегодня важно иметь внутренний нравственный стержень, четко знать
границы своих возможностей и соотносить их со своими желаниями.
Чтобы жить и функционировать в современном обществе, каждый из
нас должен обладать двумя противоположно направленными рядами
качеств: устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением,
социальными и нравственными убеждениями; в то же время – высокой
психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать,
перерабатывать и создавать нечто новое на протяжении всей жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек знал, чего хочет в жизни, то есть у
него была цель, и он старался достигнуть ее. Люди, которые многого
достигли в жизни: ученые, политики, бизнесмены и другие, ставили
перед собой цели, и потом все, что они делали в своей жизни – это была
дорога к достижению этой цели.
Практически перед каждым из нас однажды встает выбор: какой
жизненный путь себе избрать? Появление такого вопроса означает,
готовность к жизненному самоопределению. Самоопределение –
глубоко личностный процесс, который происходит внутри нас, в нашем
сознании и самосознании. Самоопределение человека начинается, когда
он достиг определенной зрелости и предвещает вступление человека в
самостоятельную жизнь. Как правило, самоопределение начинается в
школе – старших классах и длится всю жизнь человека.
Самоопределение предполагает не столько свободу (независимость) от
взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места в
мире, устойчивое отношение к себе и окружению. При этом для себя
необходимо определить, кем Я хочу стать в обществе, каким Я хочу
стать, к каким целям и жизни Я стремлюсь.
Благодаря жизненному самоопределению, мы для себя выбираем
жизненную позицию, социальный, личностный статус, определяем
требования к своей семье и себе как семьянину, к будущей профессии.
Каким же образом происходит жизненное самоопределение
человека? Сначала у нас накапливаются знания о реальном мире, себе
самом, окружении – формируется определенная картина мира. Потом
мы усваиваем, какие нормы, правила, традиции существуют в
окружающем мире. Поскольку жизнь многогранна, мы встречаемся не
только с позитивными общественными нормами, правилами,
ценностями, но и с антиобщественными: при неблагополучии в семье, в
различных деструктивных молодежных течениях, компаниях. Поэтому
перед нами иногда стоит сложный выбор, какие нормы и правила
принять именно нам, к каким ценностям стремиться. Например, к
легким деньгам, или становлению как специалиста; жизнь ради себя или
семейной жизни со своими трудностями, которые важно решать и не
бояться. Далее мы в зависимости от приоритетных ценностей: любовь,
дружба, образование и другие, ставим перед собой жизненные цели и
планы. Ну и, наконец, перед нами стоит еще более трудная задача:
придерживаться в своем поведении, действиях, поступках тех
ценностей и жизненных целей, которые мы для себя выбрали. В этом
процессе мы сталкиваемся с такими человеческими проблемами как
страх, неверие в себя и других людей, в будущее.
Низкий уровень жизненного самоопределения характерен для
людей, которые недостаточно владеют знаниями о себе, о жизни и
окружающем мире, или эти представления у них носят негативный
характер (все кругом – плохие, я-плохой, я-неудачник). Такие люди не
знают, чего хотят в жизни. Они подвержены чужому влиянию, часто
«плывут по течению», не задумываются о завтрашнем дне, порой
выбирают себе антигуманные ценности и принципы в жизни.
Средний уровень жизненного самоопределения характерен для
людей, которые владеют достаточным уровнем информации о себе,
окружающих людях и мире, они выбрали для себя определенные
жизненные ценности, цели и планы в жизни. В то же время, такие люди
часто пассивны, не уверены в себе и своих силах, не всегда следуют
избранным ценностям и целям в жизни.
Высокий уровень жизненного самоопределения характеризует
людей с высоким пониманием того, что они хотят добиться в жизни,
каким образом. У них сформированы положительные жизненные
ценности и принципы, которым они следуют в своем поведении. Они
целеустремленные, ответственные и самостоятельные.
Наш жизненный путь можно сравнить с картиной, которую мы
пишем сами. И в ней может быть лишь тот смысл, который мы в нее
вложим. Попытка найти готовый смысл – все равно, что найти готовую
картину и объявить ее своей. Мы имеем возможность сами выбирать
краски для создания своей картины. Эти краски – наши поступки,
действия, слова, отношения к дорогим для нас людям. И какие цвета
будут преобладать – тоже зависит от нас – светлые либо темные.
Осознать смысл жизни – значит понимать связь того, что ты делаешь
сейчас, с главными ценностями в жизни, то есть ради чего ты
стремишься. Отсутствие или потеря смысла жизни компенсируется
неумеренной жаждой удовольствий, власти, алкоголя и т.п. Хотя
некоторые люди именно в этом и видят свой смысл жизни.
Обязательное условие для осознания смысла жизни – это привязанность
к чему-то большему, чем ты сам.
Сущностная направленность личности предполагает определение
смысла жизни в творениях, созданных самим человеком, и
самореализации. В каждом человеке есть потребность и способность к
творчеству, раскрытию способностей. Реализовать себя – значит
увидеть свои способности и использовать их практически. Развитие
человека происходит в течение всей жизни, но самый ответственный
этап – это детство, и большая ответственность лежит на тех людях,
которые находятся рядом с ребенком.
Профессиональному замещающему родителю необходимо
учитывать особенности развития ребенка из неблагополучной семьи:
комплекс психологических, социальных и педагогических проблем,
среди которых наиболее характерными являются деформации развития
различного генеза, школьная дезадаптация и поведенческие девиации.
Умение приемных родителей своевременно разрешать возникающие
проблемы на определенном этапе функционирования замещающей
семьи способствует выработке у приемных детей долговременных
устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всей жизни
ребенка. Верьте в ребенка. Вера взрослых в ребенка – источник его
жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в
жизни.
Давайте зададимся вопросом, могут ли такие фундаментальные
характеристики человека как личностная автономия, активная
жизненная позиция, сила воли, умение осмысливать и планировать свою
жизнь, целеустремленность, признание ценности труда как основного
источника самообеспечения, ответственность перед собой и обществом,
быть сформированы уже после выхода из детского интернатного
учреждения? Однозначно нет! Эти качества закладываются в процессе
воспитания, и если ребенок оказался лишенным биологической семьи,
они должны стать целью образовательного и воспитательного процесса
в замещающей семье.
После выхода из замещающих семей выпускники, как правило,
сталкиваются с бытовыми трудностями, такими как малое количество
необходимых вещей и денег на их покупку, ремонт закрепленного
жилья, взаимодействие с различными организациями и службами.
Однако это временные трудности, которые быстро преодолеваются. В
решении более сложных проблем – продолжение обучения, получение
жилья, трудоустройства – выпускники полагаются на государство и
получают в этом эффективную помощь. Однако есть целый ряд
проблем, которые нельзя решить в одночасье – поиск смысла жизни и
планирование своего будущего, выбор профессии и завершение
профессионального образования, установление взаимоотношений с
новым окружением и вхождение в новые коллективы, поиск любимого
человека и создание семьи, реализация себя как человека и гражданина
своей страны.
В широком смысле подготовка детей-сирот к самостоятельной
жизни должна быть нацелена на формирование автономной личности,
хорошей самооценки, мотивирование на успех, на развитие личностных
качеств, которые должны помочь выпускнику успешно пройти этап
адаптации и реинтеграции в общество.
Педагогическая работа должна состоять в том, чтобы помочь
молодому человеку реализовать потребность занять позицию взрослого
человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в
мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием
своего места и назначения в жизни. С помощью педагогов
воспитанники должны осознать образ своего «Я», определение себя в
окружающем мире.
В замещающих семьях должны быть созданы условия,
способствующие формированию жизненного самоопределения,
центральному процессу юношеского возраста. С помощью психологопедагогических средств можно помочь подрастающему поколениюопределить свое место в жизни и обществе. Для этого необходимовыполнение как минимум двух условий:
1. Создание в замещающей семье воспитательной среды, которая
базируется на таких принципах как безусловное уважение личности
ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, развитие
активности воспитанников в общении, взаимодействии с другими
людьми, в практической деятельности, учет индивидуально-личностных
характеристик воспитанников, мотивация на успех и благополучие в
самостоятельной жизни, обогащение социального опыта воспитанников.
2. Проведение целенаправленной подготовки детей-сирот к
самостоятельной жизни, центральным звеном которой должно стать
формирование жизненного самоопределения.
Современные приемные семьи развиваются в условиях новой
общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворотобщества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению иповышению ее значимости в воспитании детей. Статистические показатели свидетельствуют о достаточно успешной деятельности вданном направлении.
Взаимодействие специалистов центра и замещающих родителей
района носит конструктивный характер, позволяющий осуществлять
постоянный обмен информацией по вопросам жизнедеятельности
несовершеннолетних, взаимодействия семьи с социумом,
профессиональной компетенции. Это дает возможность строить работу
и специалистов, и замещающих родителей на качественно новом
уровне, предполагающим высокую степень доверия, открытости семьи
и ответственности за воспитание ребенка.
раскрыть » / « свернуть