Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Положение об СПЦ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 ноября 2017 г. № 145
О социально-педагогическом центре
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (зарегистрировано в Национальном
реестре - № 8/33090 от 14.05.2018 г.);
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. № 237 (зарегистрировано в
Национальном реестре - № 8/37361 от 23.11.2021 г.);
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 г. № 221 (зарегистрировано в
Национальном реестре - № 8/38557 от 16.08.2022 г.)
На основании пункта 4 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о социально-педагогическом центре (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14 «Об утверждении Положения о социально-
педагогическом учреждении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 56, 8/10750);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 97 «О внесении изменения в постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2008 г., № 41, 8/17961);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 138 «О внесении изменений в постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2009 г., № 58, 8/20292);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 57 «О внесении изменений и дополнений в
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2009 г., № 226, 8/21426);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2010 г., № 289, 8/23007).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый заместитель Министра В.А.Богуш

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
27.11.2017 № 145


ПОЛОЖЕНИЕ о социально-педагогическом центре
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности социально-педагогического центра.
2. Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, которое принимает участие в реализации мероприятий
по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, в реализации плана защиты прав
и законных интересов ребенка, реализует образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу
специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне
дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования
детей и молодежи, образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов,
офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь
законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной
реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.
3. Социально-педагогический центр является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах
по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики
Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании», Законом Республики
Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Беларусь
от 7 января 2012 г. № 350-З «О противодействии торговле людьми», настоящим Положением, требованиями санитарных норм и правил,
гигиенических нормативов, иными актами законодательства, уставом социально-педагогического центра.
4. Устав социально-педагогического центра утверждается его учредителем в порядке, установленном законодательством.
5. Права и обязанности работников социально-педагогического центра устанавливаются актами законодательства, уставами и иными
локальными правовыми актами, заключенными с работниками трудовыми договорами.
6. Квалификационные требования к работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке,
установленном законодательством.
7. Социально-педагогический центр имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с
законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
8. Создание, реорганизация и ликвидация социально-педагогического центра осуществляются в соответствии с законодательством.
9. Медицинская помощь несовершеннолетним в социально-педагогическом центре оказывается в порядке, установленном
законодательством.
ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
10. Основными задачами социально-педагогического центра являются:
обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной
помощи со стороны государства;
реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;
оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям;
обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных,
слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям.
11. Социально-педагогические центры, созданные районными (городскими) исполнительными комитетами, местными
администрациями районов в городах (далее – СПЦ), осуществляют следующие функции:
11.1. по поручению местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства в рамках плана
защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите:
обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке,
попечительстве лиц, сохранность их имущества, а также выполняют иные функции опекуна, попечителя;
обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу
по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного
в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными
собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме;
11.2. по поручению структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов
в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), как
органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству:
оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа постоянную
помощь в воспитании и организации оздоровления детей;
принимают участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;
проводят контрольные обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание
в приемную семью, детский дом семейного типа, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также в семьях,
в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей
в родительских правах;
организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
по запросу суда выявляют мнение ребенка при рассмотрении дел по спорам, затрагивающим права и законные интересы
несовершеннолетних;
участвуют в обследовании условий жизни кандидатов в усыновители, удочерители, приемные родители, родители-воспитатели,
опекуны (попечители), патронатные воспитатели;
участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных
интересов;
ведут учет детей, находящихся в социально опасном положении;
11.3. координируют деятельность учреждений образования в пределах административно-территориальной (территориальной)
единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому
исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их
социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;
11.4. консультируют педагогических работников учреждений образования, указанных в подпункте 11.3 настоящего пункта,
по вопросам:
оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, детских домов
семейного типа и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;
реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных
напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
11.5. разрабатывают план реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной
для детей обстановки, в котором определяют цели, задачи, формы и методы работы с ребенком, признанным находящимся в социально
опасном положении, и его родителями;
11.6. обеспечивают реализацию мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление
алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
11.7. осуществляют меры социальной защиты и реабилитации в отношении детей – жертв торговли людьми;
11.8. создают условия для временного проживания (не более шести месяцев) и осуществляют социальную реабилитацию детей
в возрасте от трех до восемнадцати лет, указанных в пункте 21 настоящего Положения, до их возвращения в семью или определения их
дальнейшего жизнеустройства;
11.9. осуществляют социальный патронат семей в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних районного
(городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – КДН) о возвращении ребенка родителям
(единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению
и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;
11.10. осуществляют информационно-аналитическую деятельность по вопросам профилактики семейного неблагополучия,
социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы;
11.11. оказывают психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику, детям и их законным
представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;
11.12. на основании информации о неблагоприятной для детей обстановке, поступившей из отдела (управления) образования,
проводят социальное расследование в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен
в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования;
11.13. по решениям управлений (отделов) образования обеспечивают оказание психологической помощи участникам
образовательного процесса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в которых
отсутствуют штатные единицы педагогов-психологов;
11.14. иные функции, предусмотренные законодательством и уставами СПЦ.
12. Социально-педагогические центры, созданные областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным
комитетом (далее – областные (Минский городской) СПЦ), осуществляют следующие функции:
12.1. оказывают психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику, детям и их законным
представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;
12.2. координируют деятельность учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому
городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам в пределах области, г. Минска, по выявлению детей, находящихся
в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;
12.3. консультируют педагогических работников СПЦ и учреждений образования, указанных в подпункте 12.2 настоящего пункта,
по вопросам:
организации профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального
поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
совершенствования профессиональной компетенции в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проведения
мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива
установлены в соответствии с законодательством, оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки;
12.4. анализируют эффективность деятельности педагогов-психологов и (или) педагогов социальных учреждений образования, СПЦ
по предупреждению семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, по коррекции детско-
родительских отношений;
12.5. иные функции, предусмотренные законодательством и уставами областных (Минского городского) СПЦ.
13. Социально-педагогический центр может иметь в своей структуре обособленные подразделения (филиалы), следующие
структурные подразделения:
13.1. в СПЦ:
детский социальный приют;
отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства;
отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации;
иные структурные подразделения;
13.2. в областном (Минском городском) СПЦ:
отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным
комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам;
отдел (сектор) комплексной реабилитации;
иные структурные подразделения.
Структурные подразделения социально-педагогического центра действуют в соответствии с положениями о них, которые
утверждаются руководителем социально-педагогического центра.
14. Детский социальный приют СПЦ предназначен для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации
детей, указанных в пункте 21 настоящего Положения.
Детский социальный приют СПЦ:
обеспечивает воспитанников бесплатно питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм,
утвержденных в установленном законодательством порядке;
осуществляет социальную реабилитацию воспитанников и оказывает им психологическую помощь;
обеспечивает физическое, социально-нравственное и личностное развитие воспитанников, в том числе создает для них условия,
способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
принимает участие в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей
обстановки, в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка, реализует образовательную программу дошкольного
образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу
специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную
программу дополнительного образования детей и молодежи;
участвует в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в
государственной защите, утверждаемых руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрацией
района в городе;
оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь законным представителям воспитанников в целях
восстановления и (или) сохранения семейных связей;
осуществляет социальную защиту и реабилитацию жертв торговли людьми;
осуществляет социальный патронат семей в случаях принятия решения КДН о возвращении ребенка родителям (единственному
родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка,
защите прав и законных интересов ребенка;
принимает необходимые меры по усыновлению, удочерению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся
на воспитании в СПЦ, или устройству их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа;
обеспечивает своевременную актуализацию сведений локальной базы данных 1 уровня о детях-сиротах, детях, оставшихся без
попечения родителей;
выполняет функции взыскателя расходов по содержанию детей в соответствии с действующим законодательством;
в соответствии с положением о структурном подразделении СПЦ осуществляет иные функции, указанные в подпунктах 11.1 и 11.2
пункта 11 настоящего Положения.
Детский социальный приют СПЦ состоит из разновозрастных групп, размещенных в отдельных жилых помещениях. Наполняемость
групп не должна превышать 12 воспитанников.
Численность воспитанников детского социального приюта СПЦ – 7–30 детей.
15. Отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства:
координирует деятельность учреждений образования, расположенных в пределах административно-территориальной
(территориальной) единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому
городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном
положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;
участвует в признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, разработке и выполнении мероприятий
по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению семейного
неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской
ответственности и компетентности;
осуществляет оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным
представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;
проводит консультативную работу с педагогами-психологами и педагогами социальными учреждений образования соответствующей
административно-территориальной (территориальной) единицы по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию
им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения,
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в соответствии с положением о структурном подразделении СПЦ осуществляет иные функции, указанные в подпунктах 11.1 и 11.2
пункта 11 настоящего Положения.
16. Отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:
организует психологическое обследование кандидатов в усыновители, удочерители, приемные родители и родители-воспитатели,
реализацию образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских
курсов и иных видов обучающих курсов);
предоставляет приемным семьям, а по поручению органов опеки и попечительства и детским домам семейного типа
психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку;
участвует в разработке и реализации плана развития приемной семьи, детского дома семейного типа;
оказывает консультативную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по
вопросам развития и воспитания ребенка в семье, укреплению их здоровья и организации отдыха;
осуществляет методическую работу с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, проживающими в пределах административно-территориальной (территориальной) единицы;
в соответствии с положением о структурном подразделении СПЦ осуществляет иные функции, указанные в подпунктах 11.1 и 11.2
пункта 11 настоящего Положения.
17. Отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации:
формирует на основании предложений заинтересованных органов, учреждений и организаций первичную (завершающую)
индивидуальную реабилитационную программу;
реализует мероприятия по оказанию социально-педагогической поддержки, психологической помощи несовершеннолетним,
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,
употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
организует работу с законными представителями (законным представителем) несовершеннолетнего в период его пребывания в
специальном лечебно-воспитательном учреждении;
оказывает консультативную помощь учреждениям образования в пределах административно-территориальной (территориальной)
единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому
исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних,
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,
употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в соответствии с положением о структурном подразделении СПЦ осуществляет иные функции, указанные в подпунктах 11.1 и 11.2
пункта 11 настоящего Положения.
18. Отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:
оказывает психологическую помощь, в том числе психологическую диагностику детей и их законных представителей с целью
выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;
формирует единые подходы к организации профилактической работы учреждений образования области (г. Минска) по
предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений;
осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской
ответственности и компетентности;
проводит консультирование педагогических работников, несовершеннолетних, родителей, опекунов или попечителей по вопросам
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
обеспечивает оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям.
19. Отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным
комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам:
19.1. координирует деятельность педагогических работников СПЦ и учреждений образования, подчиненных областным
исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам по выявлению и учету детей,
находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, в
том числе по организации индивидуальной профилактической работы с детьми;
19.2. разрабатывает и внедряет в практику работы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования единые
алгоритмы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
19.3. разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию обучающихся из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и координирует его реализацию во взаимодействии с территориальными органами по труду,
занятости и социальной защите;
19.4. обеспечивает накопление материалов, содержащих статистическую и аналитическую информацию о реализации программ
воспитания, результатах реабилитационного процесса по направлениям:
предупреждение семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства;
асоциальное поведение, безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних;
профилактика суицидальных рисков у несовершеннолетних;
коррекция детско-родительских отношений.
20. Отдел (сектор) комплексной реабилитации:
обеспечивает взаимодействие СПЦ с учреждениями образования с целью сохранения преемственности в работе по осуществлению
мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива
установлены в соответствии с законодательством;
внедряет и обеспечивает широкое применение в работе педагогов-психологов и педагогов социальных современных методов и
средств профилактики, коррекции и диагностики несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или
пива установлены в соответствии с законодательством;
проводит консультации законных представителей несовершеннолетних по вопросам качества осуществления педагогическими
работниками профилактических мероприятий, психологической помощи и социально-педагогической поддержки;
проводит анализ основных показателей деятельности СПЦ по проведению мероприятий комплексной реабилитации
несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других
одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с
законодательством, принимает меры по совершенствованию их деятельности.
ГЛАВА 3
ПРИЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
21. В социально-педагогический центр принимаются следующие категории несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет:
дети, признанные нуждающимися в государственной защите;
дети, признанные находящимися в социально опасном положении;
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети в возрасте до шестнадцати лет (за исключением обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженные вне жилища в
период с двадцати трех до шести часов без сопровождения родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей либо без
сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом, при невозможности их передачи родителям (усыновителям, удочерителям),
опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;
дети – жертвы торговли людьми;
иные дети.
22. Основаниями для приема несовершеннолетнего в социально-педагогический центр являются:
личное обращение несовершеннолетнего;
направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
заявление родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей несовершеннолетнего;
судебное постановление, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случае задержания, заключения под стражу или
осуждения родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей несовершеннолетнего;
решение органа опеки и попечительства;
акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за
исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища
без сопровождения родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению
совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям (усыновителям,
удочерителям), опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;
решение КДН.
23. При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр предоставляются следующие документы:
по основанию, указанному в абзаце втором пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения
городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные
полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, которое запрашивается самостоятельно социально-педагогическим
центром в течение суток с момента личного обращения несовершеннолетнего;
по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 22 настоящего Положения, – направление в социально-педагогический центр,
медицинская справка о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение
ребенка;
по основанию, указанному в абзаце четвертом пункта 22 настоящего Положения, – заявление, медицинская справка о состоянии
здоровья и выписка из медицинских документов, копия свидетельства о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие
происхождение ребенка, копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
по основаниям, указанным в абзацах пятом и шестом пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения
городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные
полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из
медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы,
необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего;
по основанию, указанному в абзаце седьмом пункта 22 настоящего Положения, – акт, составленный сотрудником органов внутренних
дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих
дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей (усыновителей,
удочерителей), опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины
невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям либо по их
поручению совершеннолетнему лицу;
по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 22 настоящего Положения, – решение КДН о признании ребенка нуждающимся в
государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без
попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из
медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы,
необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.
В случаях направления в порядке, установленном законодательством, детей – жертв торговли людьми предоставляется направление
для применения мер по защите и реабилитации по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке идентификации жертв торговли
людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений,
порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
11 июня 2015 г. № 485.
24. Прием несовершеннолетних в социально-педагогический центр осуществляется круглосуточно.
При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр производится его медицинский осмотр медицинским
работником.
Результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего вносятся в журнал учета воспитанников социально-педагогического центра
по форме согласно приложению.
25. В социально-педагогический центр не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии, вызванном
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ и (или) в
состоянии алкогольного опьянения с явными признаками психического расстройства (заболевания).
26. Несовершеннолетние могут находиться в социально-педагогическом центре в течение времени, необходимого для их социальной
реабилитации и решения вопроса об их возвращении в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства, но не более шести
месяцев.
27. Несовершеннолетние зачисляются в социально-педагогический центр на основании приказа руководителя со дня поступления в
социально-педагогический центр. Сведения о несовершеннолетнем, поступившем в социально-педагогический центр, заносятся в журнал
учета воспитанников социально-педагогического центра.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
28. Организация образовательного процесса в целях освоения несовершеннолетними и иными лицами содержания образовательной
программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования,
образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы обучающих
курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов)
осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами
законодательства.
29. Несовершеннолетние, находящиеся в социально-педагогических центрах, также получают образование в учреждениях,
реализующих образовательную программу общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего
образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.
30. Воспитательный процесс в социально-педагогических центрах осуществляется в группах или индивидуально.
ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ
31. Управление социально-педагогическим центром осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об
образовании, настоящего Положения, устава социально-педагогического центра и строится на сочетании принципов единоначалия и
самоуправления.
32. Непосредственное руководство социально-педагогическим центром осуществляет его руководитель (директор). Директор
социально-педагогического центра назначается на должность служащего и освобождается от должности служащего его учредителем либо
уполномоченным им органом.
33. Основным органом самоуправления социально-педагогического центра является педагогический совет, который создается
в порядке, установленном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 133
«О педагогическом совете социально-педагогического центра, детского дома, детской деревни, детского городка», и возглавляется
директором.
34. В социально-педагогическом центре создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и
может создаваться попечительский совет.
35. Директор социально-педагогического центра:
действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
утверждает структуру и штатное расписание социально-педагогического центра;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции в соответствии с
законодательством;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством, уставом социально-педагогического центра.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
36. Финансирование государственных социально-педагогических центров осуществляется за счет средств местных бюджетов,
средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
37. Социально-педагогические центры могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.
38. Материально-техническая база социально-педагогического центра формируется учредителями в соответствии с требованиями,
установленными законодательством.
39. Социально-педагогический центр имеет право передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям,
созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней для обеспечения деятельности подчиненных
им бюджетных организаций.