Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

В помощь родителям

www.president.gov.by  – Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь.

www.minedu.unibel.by  – Министерство образования Республики Беларусь.

http://rikz.unibel.by  – Республиканский институт контроля знаний.

http://ripo.unibel.by – Республиканский портал «Профессиональное образование».

http://semeistvo.by – Белорусский сайт для родителей.

www.kinder.by – Белорусский сайт о малышах для их родителей.

http://deti.by – Крупнейший портал для детей и родителей.

http://www.bambini.by – Сайт BAMBINI.BY  компаньон журнала «Бамбини». Здесь вы можете прочесть статьи на те же  темы, что и журнале, можете найти и справочную информацию… Но на сайте вы можете увидеть еще больше! Здесь и консультации специалистов, и незаменимый «Мамин сундучок» (детские песенки, сказки, раскраски и многое другое), и товары и услуги для детей,собранные по тематическим разделам
http://danilova.ru  – Информационный портал для заботливых родителей. Сайт посвящен раннему развитию детей, содержит советы психологов по различным проблемам дошкольного воспитания, а также различные методики по развитию малышей и подготовке их к школе.
http://kinder.ru – Данный сайт будет полезен родителям, дети которых скоро пойдут в школу. Ведь решить, куда отправить учиться своего ребенка не так-то и просто, надо выбрать такую школу, где бы ему было комфортно и он чувствовал себя, как дома.В этом каталоге детских ресурсов собраны ссылки на интересные и полезные сайты для детей и их родителей.
http://adalin.mospsy.ru – Советы психолога для школьников и их родителей.
http://wday.ru/tests – Сборник тестов для определения особенностей воспитания ребенка
http://effecton.ru – Комплекс программ Effecton Studio содержит более 150 психологических тестов иупражнений для решения задач психологических служб в образовании, управлении персоналом иличном использовании.
http://vospitanie.h1.ru – О воспитании детей. Просто и доступно.

http://vshkolu.com/test – Тест для родителей первоклассников.
http://boltun-spb.ru – Нормы развития речи, виды и причины дефектов речи, упражнения для развития моторики, слухового внимания, артикуляции, лексические темы для формирования правильного словообразования, логоритмические упражнения, мнемотехника, советы логопеда о том, как правильно разговаривать с детьми.
http://kids.alledu.ru – Сайт направлен на содействие в защите детских прав и интересов;распространение материалов о правах детей, привлечение широкой массовой поддержки; пропаганду конкретных правозащитных идей; социально-правовой патронат; превентивную защиту прав детей.
http://solnet.ee/parents – Детям, для детей, о детях. Родителям, учителям, воспитателям. Детский портал СОЛНЫШКО.

http://tvoyrebenok.ru – Мы рады представить Вам детский сайт “Твой ребенок.ру”, на котором представлена полезная информация, которая поможет вам в воспитании любимых чад.
http://zayka.net – Этот сайт – психологический клуб для родителей, где собраны разнообразные материалы по воспитанию и обучению ребенка, где можно делиться своими проблемами, находить ответы на вопросы, участвовать в дискуссиях.

http://psyparents.ru  – Детская психология для родителей.
http://metodika.ru – Развитие обоих полушарий у детей. Сведения о методике, направленной на развитие у детей неиспользуемых потенциалов полушарий головного мозга. Материалы книги Мэрили Зденека.
http://roditelinfo.ru – Роль родителей в образовании.
http://nachalka.com – Сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе.
http://home.damotvet.ru/parenting/754748.htm – Полезные советы для родителей.

 

1.1           Что такое наркомания и в чем ее социальная опасность?

Наркомания или наркотическая зависимость в обыденном понимании - это употребление наркотиков без назначения врача при условии, что такое употребление становится невольной и постоянной потребностью человека.

Наркомания - это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью состояния человека, его физического и психического самочувствия от наркотика.

Становление, формирование наркомании характеризуется развитием трех основных признаков: психической зависимости, физической зависимости и толерантности.

Психическая зависимость - это болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркотики с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Такая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, причем нередко, даже после однократного их приема.

Физическая зависимость - это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением наркотика. Она проявляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, болевыми ощущениями, которые развиваются сразу, как только действие наркотика прекращается. Эти расстройства, обозначаемые медиками как "синдром отмены" или "абстинентный синдром" (абстиненция - воздержание), облегчаются или полностью снимаются только новым введением конкретного наркотика либо вещества со сходным фармакологическим действием. Физическая зависимость, как и психическая, делает необходимым непрерывное употребление наркотика или постоянный возврат к нему.

Толерантность — это переносимость (чувствительность) организма по отношению к воздействию наркотика. При систематическом приеме отмечается появление адаптации, то есть привыкания к наркотику, когда наблюдается все менее выраженная реакция организма на очередное введение той же самой дозы. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется более высокая доза

наркотика. Затем через какое-то время и эта доза становится недостаточной и требуется ее повышение по нарастающей.

Форма (вид) наркомании зависит от того, какое именно вещество, обладающее наркотическим эффектом, применяется в конкретном случае. Особенности конкретного вещества, используемые дозировки, частота и способ употребления (прием внутрь таблеток или порошков, инъекции, вдыхание) определяют характер действия наркотика на организм.

Наркоман равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. Наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием.

Кратковременный период иллюзии после приема дурмана сменяется нарушением сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества.

Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы. Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и серьезные недомогания делают обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к тунеядству.

1.2           Мотивы наркомании

Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие, возбуждающие средства по меняющимся мотивам:

  • любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера;
  • чувство принадлежности к определенной группе сверстников;
  • желание облегчить состояние, снять утомление;
  • потребность самоутверждения;
  • личные жизненные трудности;
  • завоевание популярности, лидерства среди членов определенной молодежной группировки;
  • выражение независимости, а иногда и просто враждебное отношение к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.

В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Но и в жизни, а не только в сказке очень часто недостаточно сказать человеку «нельзя», чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Сам факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя что-либо делать.

Та же любознательность является одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно, что некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем, чтобы испытать их действие на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи, престижной для него в данный момент.

В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов, приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например непоступление в институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия. Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую ситуацию среди молодежи. К ним, прежде всего, относятся такие факторы, как степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств, влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи, сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих или, наоборот, способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

1.3           Последствия наркомании

Последствия наркомании сугубо негативны. При этом страдают не только сами наркопотребители, но и те, кто находится с ними рядом (родственники, друзья, близкие) и ведут здоровый образ жизни.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10-15 раз быстрее, чем от алкоголя. До среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки, от различных болезней или заканчивая самоубийством.

Помимо общего физического и психического расстройства, наркоманы особенно страдают от некоторых заболеваний, связанных даже не с самими наркотиками, а с несоблюдением минимальных правил их приема. Так, поскольку среди принимающих инъекционные наркотики часто одним и тем же шприцем пользуется несколько человек, среди них широко распространены гепатит (в 15-20 раз чаще, чем среди остальных людей) и СПИД (примерно треть всех вирусоносителей - наркоманы).

Считается, что вследствие физической и социальной деградации личности наркоманы выбывают из общественной жизни (трудовой, политической, семейной). Наркомания - это тяжелая психофизиологическая болезнь. Ее лечение требует больших затрат.

Наркомания стимулирует многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов. Если потребность в суточном приеме наркотических веществ велика, то наркоман готов на любое преступление, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу. Он теряет связь с обществом, а потому находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление.

На сегодняшний день в молодёжной среде мы вряд ли найдем тех, кто не был бы зарегистрирован «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Инстаграмм», каких-либо тематических форумах или иных площадках для виртуального общения. В целом это норма, ведь человек живет в обществе и стремится общаться. Однако некоторая неопытность, наивность и доверчивость порой приводят к негативным последствиям.

Социальные сети, форумы, блоги – это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и довольно сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). Кроме того, растет индекс доверия к этим источникам информации.

Основная проблема социальных сетей – это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Бездумное предложение «дружбы» от неизвестных или малоизвестных людей может привести к драматическим последствиям. Очевидно, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», по определению всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека, но с другой стороны, открывает двери для злоумышленников.

«Дружеский» стиль общения, распространенный в социальных сетях, обманчив. Он может создать ложное ощущение, что вокруг только друзья и доброжелатели, с которыми можно делиться любой информацией.

Очень хорошо отсутствие культуры общения, а точнее, наличие антикультуры раскрывает такое явление, как «троллинг».

На интернет-сленге троллинг (от анг. trolling – ловля рыбы на блесну) – это намеренно агрессивное, хамское, провокационное, оскорбительное поведение в интернет-дискуссии. Цель тролля (тролль – это тот, кто занимается троллингом) – вывести собеседника из равновесия, разжигание склок в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т.д. Помимо этого, виртуальность вызывает эффект «онлайн-растормаживания», благодаря которому люди позволяют себе в Интернете такое поведение и высказывания, которые никогда бы себе не позволили в реальном мире.

Общение в сети, точно такое же общение, как и в обычной жизни, с той лишь разницей, что дети порой доверяют «виртуальным друзьям» гораздо больше, чем реальным. Особенно это обостряется в тот момент, когда у подростка возникают проблемы в реальной жизни или в общении со сверстниками. В сети очень быстро находятся «сопереживающие» и «советующие». Отсюда и возникают такие известные движения как «Синий Кит» (когда подростка склоняли к совершению самоубийства) или «Колумбайн» (когда ребенка подталкивали на совершение физических расправ над учителями, учащимися или просто незнакомыми людьми).

Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги – «куратор». «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами – высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен – повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу.

Зачастую злоумышленники ведут очень долгую и дружескую переписку, находят слабые места, втираются в доверие, становятся лучшим другом или подругой, делают вид, что понимают собеседника лучше всех на свете, а потом, понемногу начинают склонять к тем либо иным действиям, манипулировать или шантажировать. Преследуя эти цели, злоумышленники порой используют фотографии «друзей» из профиля подростка, чтобы создать дубликат страницы этого «друга» и якобы от его имени уже вести переписку.

Обезопаситься от этого можно лишь развивая критичное отношение к собеседникам в сети и их словам, проявляя не меньшую осторожность, чем в обычной жизни. Не следует выставлять всю свою жизнь напоказ, гонясь за мнимой известностью, «лайками» и комментариями и, конечно же, следует понимать, что слова, написанные в личных сообщениях, отправленное фото и иные сведения, могут стать инструментом, который позволит манипулировать собеседником.

Вторая угроза связана со взломом пользовательских записей социальных ресурсов. И это происходит не потому, что использовались простые пароли (что конечно тоже бывает) или они записывались где-то, грубо говоря «на бумажке» и кто-то мог их «подсмотреть».

Проблема носит более масштабный характер. Источников утечки персональной информации о логинах и паролях пользователей данной социальной сети крайне много и в подавляющем большинстве случаев вина лежит на самих пользователях, которые осуществляли авторизацию на иных ресурсах или в приложениях через свои учетные записи в социальных сетях. Например, для скачивания музыки или видеофайлов, получения мнимого выигрыша. Часть из данных ресурсов были созданы именно для сбора персональной информации.

Посредством взлома злоумышленник может проникнуть в социальную сеть, разослать по ее списку друзей фишинговое (или заведомо ложные) сообщение и получить деньги либо мотивировать получателей к каким-либо негативным действиям. Например, пройти по указанной ссылке и запустить вредоносный код.

Таким образом, после совершения несанкционированного доступа к персональным аккаунтам, в течение первых суток развиваются следующие сценарии:

1) Злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты. При этом хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу», очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона либо пытаются похитить со счета деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы. Практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон.

Анализ показывает, что не более 20% людей, получивших такие сообщения, связываются с владельцем страницы, что в этой ситуации крайне важно. Чтобы обезопасить себя от этого вида преступлений, не стоит сообщать никому реквизиты доступной банковской платежной карты или номер мобильного телефона и содержание смс-сообщений, поступающих для подтверждения совершения операции. Ежедневно на территории нашей страны фиксируется несколько подобных случаев.

2) Злоумышленник изучает содержание переписок потерпевшего и использует их содержание в качестве инструмента для вымогательства денежных средств. Таким образом, инструментом вымогательства становятся личные диалоги на откровенные темы, фотографии, содержащиеся на странице и иные личные данные. Обычно перед тем как связаться с потерпевшим, преступник делает скриншот списка всех его друзей и близких. Избежать подобного возможно лишь путем регулярной чистки своих диалогов и удаления из сети всей информации, компрометирующего характера.

3) Злоумышленник начинает рассылать различного рода порочащую информацию от имени владельца страницы иным пользователям.

В случае обнаружения «взлома» аккаунта, прежде всего следует попытаться восстановить доступ наиболее привычным способом, путем отправки сообщения на «привязанный» номер мобильного телефона или электронную почту, кроме этого, следует оповестить друзей и знакомых об инциденте, используя иные социальные сети и мессенджеры. Также, чтобы в какой-то мере обезопасить себя от взлома, специалисты рекомендуют «привязать» страницу социальной сети именно к номеру мобильного телефона, а не к адресу электронной почты. Помимо этого, в настройках страницы в разделе «Безопасность» подключить услугу «Подтверждение входа». При этом вход на Вашу страницу с неизвестного компьютера или мобильного телефона будет не возможен без знания кода, который автоматически будет выслан на указанный при регистрации страницы номер.

 

Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети Интернет, которые помогут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:

 

1. для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлено программное обеспечение, предназначенное для борьбы с вредоносной активностью (т.е. антивирусы);

2. при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид: возможно, Вы зашли на поддельную его копию;

3. вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка на зеленом фоне)

4. не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;

5. не используйте слишком легкие пароли, либо те о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефоном и т.д.);

6. по возможности используйте двухфакторную аунтефикацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения;

7. остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;

8. с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов, никогда не отправляйте финансовую информацию по незащищенным Интернет-каналам;

9. при осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-DSecure для международных платежных систем Visa и MasterCard или Интернет пароль для платежной системы БЕЛКАРТ.

В сети Интернет, телеграмм-каналах последнее время звучат призывы об участии в несанкционированных массовых мероприятиях.

Многие подростки идут на митинги и акции ради любопытства. Большинство несовершеннолетних, участвующих в митингах, просто подчиняются толпе, не понимают происходящего вокруг, не осознают последствий, поэтому их участие в таких мероприятиях напрямую связано с контролем со стороны родителей.

Так, за нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия, а равно участие, организация или призыв к участию в массовых мероприятиях с нарушением установленного порядка их организации или проведения, предусмотрена административная ответственность по статье 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде предупреждения, или наложения штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административного ареста.

Подростки должны знать, что административная ответственность по ст.24.23 КоАП Республики Беларуси («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий») наступает с 16 лет.

Если же на несанкционированном мероприятии появился ребенок младше 16 лет, то ответственность могут понести уже родители по ч.1 ст.10.3 КоАП Республики Беларусь («Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»).

За организацию, подготовку, а также участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятия, учреждений или организаций, установлена уголовная в соответствии с частью 1 статьи 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

Обращаемся ко всем родителям и официальным представителям детей, подростков, молодых людей: давайте беречь наших детей, нашу самую главную ценность, сохранять их жизнь и физическое здоровье. Убедительно просим вас не вовлекать детей и подростков в несанкционированные массовые митинги, шествия, мероприятия, так как мирный протест из-за каких-либо провокаций может перерасти в массовые беспорядки, и контролировать поведение людей в такой толпе крайне затруднительно. Нахождение же ребенка в такой неуправляемой толпе в разы опаснее, чем для взрослого.


✅ 1. Дать возможность делать уроки самостоятельно
Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из перфекционизма. Проверьте, что будет, если дать ему самостоятельность. Большинство детей побарахтается и выплывет. Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

⏺плачет или злится, когда делает уроки;
не понимает заданий;
⏺медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом;
⏺явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе;
⏺не может пересказать текст (литературный или из учебника);
⏺сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом;
⏺прямо просит вас о помощи.

✅ 2. Не делать уроки за него
Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

✅ 3. Разобраться, в чём проблема
Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

🔝Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

✅ 4. Учить материал по частям
Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

✅ 5. Признать и принять свои чувства
Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

🔸просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
🔸попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо;
🔸вспомнить о его сильных сторонах;
🔸разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.
Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

✅ 6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему
У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

✅ 7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает
Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать.

Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

✅ 8. Выработать ритм
Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

🔹Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
🔹Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
🔹«Гипноз». Помогает и в случае негативизма, упрямства и впадения в ступор. Вы отвлекаетесь от урока, просите ребёнка встать перед вами и повторять ваши движения. Поднимите руку вверх. Потом вторую. Подмигните. Присядьте. Придумайте любые 8-10 движений, а потом сядьте и продолжайте объяснять.
🔹Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

✅ 9. Учитывать индивидуальные особенности
Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

А еще очень важно, чтобы у ребенка было достаточно мотивации.

✅ 10. Быть гибким
Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

В фильме «Дети без гаджетов. Исцеление от зависимости»
(https://youtu.be/E43jflz8mmY) упоминаются док.фильмы и книги, которые нужно читать и смотреть с детьми в период исцеления от экранной зависимости. Эти материалы в той или иной степени способствуют гармоничному развитию ребенка, его нравственности и целостности. По просьбам зрителей публикую список:

Проект: «Общее дело» https://общее-дело.рф/ :

Фильм четыре ключа к твоим победам.
https://общее-дело.рф/43846/

Тайна природы Женщины:
https://www.youtube.com/watch?v=ZOqohiNifK0&ab_ch..

Удивительная история о женской красоте: https://www.youtube.com/watch?v=2J2cP4-zWuI&ab_ch..

Пять секретов настоящего мужчины. Фильм-прорыв с участием Гандапаса
https://www.youtube.com/watch?v=Gq-heBiVtHc&ab_ch..

Никотин. Секреты манипуляции:
https://общее-дело.рф/58926/

Путь героя (о игровой зависимости) :
https://общее-дело.рф/42025/

Ловцы душ (о искусстве) :
https://общее-дело.рф/57477/

История одного обмана ( про алкоголь) :
https://общее-дело.рф/19864/

Секреты манипуляции ( про алкоголь) :
https://общее-дело.рф/19871/

Грязные слова ( матерная речь) :
https://общее-дело.рф/54050/

Проект Киноуроки. Воспитание нравственности. На каждое качество характера снимается художественная короткометражка. Суть проекта: Вызываем эмоцию. Обсуждаем фильм. Закрепляем качество характера на практике делом и поступком. Все фильмы тут: https://kinouroki.org/films

Книги, которые нужно читать детям.
-Ляшенко О.Л. «Русские народные сказки в стихах» ( 3+)
-Владимир Борисов. Сказки Бояна «Златый путь» Печки-лавочки * Травушка-муравушка* Река времени (3+)
-Елена Преображенская «Сказки мудрой Земли» Книга Зеленая. Книга Голубая (3+)
-СветоЗар «Алешкины сказки» (6+)
-Игорь Меркулов «Сказ о князе Даагоре и его братьях» ( 6+)
-Книги М.А. Лепешкина «Сказки бурого медведя» (4 тома) (12+)
-Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее» ( 12+)
-Андрей Горляк «Обереги из пастушьей сумки» ( 12+ )
-Татьяна Вахнюк ( 12+ ) :
«Тайна третьей сферы» ,
«Последний владыка»,
«Восьмой ключ и книга тайных знаний»
-Оксана Моторина «Веселина и грустина» или светлая и темная стороны души (12+)
-Алена Карелина «Сказание о 16-ти зернах правды» ( 12+)